В данном разделе размещена информация справочного характера, предоставленная открытыми источниками. Компания не занимается реализацией и сопровождением товаров и услуг не связанных с производством и обслуживанием грузоподъёмных механизмов.
ГОСТ 10409-74* «Колеса автомобильные с разборным ободом. Основные размеры. Общие технические требования»
ГОСТ 10409-74
(ИСО 4107-95)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КОЛЕСА АВТОМОБИЛЬНЫЕ
С РАЗБОРНЫМ ОБОДОМ
ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО
СТАНДАРТОВ
Москва
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН
И ВНЕСЕН Министерством автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения
СССР
2.
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Государственного комитета
стандартов Совета Министров СССР от 20.09.74 № 2202
Изменение
№ 5 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и
сертификации (протокол № 15 от 28.05.99)
За принятие изменения
проголосовали:
Наименование государства
Наименование национального органа по
стандартизации
Азербайджанская Республика
Азгосстандарт
Республика Армения
Армгосстандарт
Республика Беларусь
Госстандарт Беларуси
Грузия
Грузстандарт
Республика Казахстан , г
Госстандарт Республики Казахстан
Киргизская Республика
Киргизстандарт
Республика Молдова
Моддовастандарт
Российская Федерация
Госстандарт России
Республика Таджикистан
Таджикгосстандарт
Туркменистан
Главная государственная инспекция
Туркменистана
Республика Узбекистан
Узгосстандарт
Украина
Госстандарт Украины
3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 3731-88 и СТ СЭВ
4932-84
4.
Стандарт полностью соответствует международному стандарту ИСО 4107-79
7. Ограничение срока действия снято по протоколу № 4-93
Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС
4-94)
8. ИЗДАНИЕ (декабрь 2002
г.) с Изменениями № 1,2, 3,4, 5, утвержденными в январе 1984 г., декабре 1985
г., июне 1988 г., июне 1989 г., ноябре 1999 г. (ИУС 5-84, 4-86, 11-88, 11-89,
2-2000)
Automotive wheels with sectional
rims.
Basic dimensions. General technical requirements
ГОСТ 10409-74
(ИСО 4107-95)
Дата введения 01.07.75
Настоящий стандарт
распространяется на дисковые и бездисковые колеса с разборным ободом с
коническими 5°-ными полками для камерных пневматических шин постоянного
давления по ГОСТ
5513, предназначенных для грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов,
автомобильных прицепов и полуприцепов, а также для шин по ГОСТ
8430 подъемно-транспортных и строительно-дорожных машин в части основных
размеров ободьев.
Транспортные
средства и строительно-дорожные машины, производство которых начато до
01.01.90, допускается изготовлять с дисками колес, центрируемыми по фаскам
крепежных отверстий в соответствии с приложением.
1.2. Размер обода по
ширине посадочной полки по стороны съемного бортового кольца должен соответствовать
указанному на черт. 2.
* Уменьшение размера по согласованию
с шинной промышленностью.
Черт. 2
(Измененная редакция, Изм. № 1).
1.3. Условное обозначение ободьев - по
отраслевой нормативно-технической документации (НТД).
(Измененная редакция, Изм. № 4).
1.4. Расположение и размеры вентильного
отверстия в основании обода колеса должны соответствовать указанным на черт. 3.
1 - бортовая часть основания обода; 2 - торец замочной части основания
обода
Черт. 3
(Измененная редакция, Изм. № 1, 3).
1.5. При креплении дисковых и бездисковых колес к ступице расстояние
между осями сдвоенных колес b2должно соответствовать указанному на черт. 4 и в табл. 3. При
креплении одинарного дискового колеса вылет диска должен быть равен b2/2.
Для
колес, применяемых только как одинарные, допускается уменьшение вылета диска.
Черт. 4
Таблица 3
Номинальная ширина обода, дюймы
b2, мм
±3
Условное обозначение монтируемых
шин
5,0
228
180-508
254*
200-508
5,5
238
200-508
254
200-508Р*
6,0
260
220-508; 220-508Р
280*
240-508*, 240-508Р*, 240-381
6,5
284
240-508
304
240-508Р
7,0
310
260-508, 260-381, 260-508Р
324
260-508, 260-381, 260-508Р, 280-508Р
7,5
324
280 508, 280 508Р
330
8,0
334
300-508, 280-508Р
350*
300-508Р*
8,5
370
320-508, 300-508Р, 320-508Р*
350*
30Q-508P, 320-508*
334*
300-508
9,0
388
320-508Р
* Допускается применять в технически обоснованных случаях по
согласованию с шинной промышленностью.
(Измененная редакция, Изм. № 1-5).
1.6. (Исключен, Изм.
№ 4).
1.7. (Исключен, Изм.
№ 3).
1.8. (Исключен, Изм.
№ 4).
1.9. (Исключен, Изм.
№ 2).
1.10. Размеры замочной части обода (типоразмеров от 7,0 до 8,5),
определяющие их посадку на ступицу для бездисковых колес, должны выбираться в
соответствии с черт. 10 и табл. 5.
А/2 - размер от центра основания обода до бортовой закраины; Е- размер от центра основания обода до торца замочной части; С - размер
для построения посадочного конуса
1.13. Присоединительные размеры крепления
одинарных и сдвоенных дисковых колес на ступице с центрированием дисков по
центральному отверстию должны соответствовать указанным на черт. 14 и в табл.
6а.
Черт. 14*
* Черт. 11-13. (Исключены, Изм. № 4).
Таблица 6а
Размеры в
миллиметрах
Номинальная ширина обода, дюймы
Диаметр расположения осей
крепежных отверстий
D12
Диаметр крепежного отверстия D13 +1,0
Диаметр центрального отверстия D14 +0,2
Диаметр привалочной плоскости
диска D15,
не менее
Внутренний посадочный диаметр
ступицы D16 - 0,2
Наружный посадочный диаметр
ступицы Dl7 -5,0
Число крепежных отверстий
5,0
205,0
21,0
161,0
255,0
160,8
250,0
6
5,5; 6,0; 6,5
222,25
24,0
160,0
275,0
159,8
270,0
6,0; 6,5; 7,0; 7,5; 8,0
275,0
221,0
325,0
220,8
320,0
8
7,0; 7,5; 8,0; 8,5; 9,0; 10,0
285,75
26,0
220,0
345,0
219,8
340,0
10
335,0
281,0
390,0
280,8
385,0
Примечание. Допускалось до 1 января 1994 г. по согласованию с
потребителем предельное отклонение диаметра D14 плюс 0,6 мм.
2.1. Колеса должны
изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим
чертежам и технической документации, утвержденным в установленном порядке.
2.2. На посадочной
для бортов шин поверхности обода не допускаются выступы сварного шва, выбоины и
другие неровности размером более 0,5 мм. Бортовое и замочное кольца не должны
иметь острых кромок, обращенных к борту шины.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2.3. На вентильном
отверстии острые кромки со стороны, обращенной к шине, и заусенцы с
противоположной стороны не допускаются.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
2.4. Крепежные
отверстия дисков колес должны быть равномерно расположены по окружности.
Смещение осей отверстий и фасок от номинального положения по окружности не
должно превышать допуска на диаметр расположения крепежных отверстий.
2.5. Биение обода на участках, прилегающих к
шине, не должно превышать указанного в табл. 7.
Таблица 7
Условное обозначение обода
Допускаемое биение, мм
радиальное
осевое
От 5,0-15 до 6,5-20 включ.
2,5
2,0
От 7,0-15 до 7,0-20 включ.
2,5
От 7,5-15 до 8,5-20 включ.
3,0
От 9,0-20 до 10,0-24 включ.
5,0
5,0
Примечание.
Допускаемое биение ободьев в сборе с диском устанавливается в технической документации,
утвержденной в установленном порядке.
3а.2.
Контроль профиля обода следует проводить шаблонами, размеры которых приведены
на черт. 15 и в табл. 8.
Черт. 15
Таблица 8
Размеры в
миллиметрах
Номинальная ширина обода,
дюймы
А1
+0,1
А2 -0,1
В
+0,1
G1
+0,1
G2
-0,1
K1
K2
K3
5,0
123,8
130,2
16,5
26,7
29,1
10,5
25,0
65,0
5,5
136,5
142,9
17,8
29,3
31,7
29,0
70,0
6,0
149,2
155,6
19,1
(18,0)
31,8
34,2
31,0
75,0
6,5
161,9
168,3
12,5
20,4
34,4
36,8
33,0
80,0
7,0
174,6
181,0
21,0
35,6
38,0
34,0
85,0
21,6
36,9
39,3
35,0
7,5
187,3
193,7
(21,6)
22,9
(36,9)
39,4
(39,3)
41,8
12,5
(35,0)
37,0
(85,0)
90,0
24,2
42,0
44,4
40,0
95,0
8,0
200,0
206,4
8,5
212,3
219,5
25,4
44,5
46,9
42,0
100,0
9,0
225,0
232,2
126Л
47,1
49,5
45,0
110,0
(24,2)
(42,0)
(44,4)
(40,0)
(95,0)
10,0
249,3
258,7
28,0
19,6
52,0
47,0
115,0
Примечание. Размеры, приведенные в скобках,
для нового проектирования не применять.
Допускается контроль каждого размера профиля обода
проводить разными шаблонами. На шаблоне должны быть указаны:
- условное обозначение профиля обода;
- обозначение стандарта;
- размеры профиля обода А1,
А2, В,G1 и G2 по примеру, указанному
для профиля обода 6,5 (см. черт. 15).
Размеры
A1и А2контролируют только у разъемных по
радиусу ободьев с неотъемными бортовыми закраинами.
(Измененная
редакция, Изм. № 1, 3, 4).
3а.3.
Контроль длины окружности посадочной полки обода следует проводить со стороны
бортовой части основания обода шариковой рулеткой, настроенной по контрольному
кольцу диаметром D1в соответствии с черт. 1 и
табл. 2.
Допускается
применять плоскую рулетку.
3а.4.
Проверку на соответствие требованиям пп. 1.2.,
1.4., 1.5.,
1.10. и 1.11. проводят универсальными средствами измерений.
3а.3,
3а.4. (Введены дополнительно, Изм. № 1).
3а.5.
Проверку на соответствие требованиям п. 2.5.
следует проводить на участках основания обода, указанных на черт. 16,
относительно базовых поверхностей, по которым производится установка колес на
ступицу транспортного средства.
Допускается
контроль осевого биения проводить с внешней стороны бортовой закраины, исключая
зону сварного шва с длиной дуги по 50 мм в обе стороны от сварного шва.
4.1. Предприятие-изготовитель
гарантирует соответствие ободьев колес требованиям настоящего стандарта при
соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
4.2. Гарантийный
срок эксплуатации ободьев колес - 36 мес при пробеге не более 80000 км со дня
ввода в эксплуатацию.